GUELMAN E-GALLERY : Искусство на продажу и в аренду

















Синие Носы

объекты  




Синие Носы
Реквизит для революций 1
Год: 2002
Размеры: 84x60x15 см
Техника: лайтбокс
Синие Носы
Реквизит для революций 2
Год: 2002
Размеры: 84x60x15 см
Техника: лайтбокс
Синие Носы
Реквизит для революций 3
Год: 2002
Размеры: 84x60x15 см
Техника: лайтбокс


Синие Носы
Реквизит для революций 4
Год: 2002
Размеры: 84x60x15 см
Техника: лайтбокс

multiples  




Синие Носы
Серия "Супрематический субботник
Год: 2004
Размеры: 66x51 см
Техника: c-print
Синие Носы
Серия "Супрематический субботник
Год: 2004
Размеры: 51x66 см
Техника: c-print
Синие Носы
Серия "Супрематический субботник
Год: 2004
Размеры: 51x66 см
Техника: c-print




Синие Носы
Серия "Супрематический субботник
Год: 2004
Размеры: 51x66 см
Техника: c-print
Синие Носы
Серия "Супрематический субботник
Год: 2004
Размеры: 51x66 см
Техника: c-print
Синие Носы
Девушка и смерть
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Революция продолжается
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Чеченская Мерилин
Год: 2005
Размеры: 140x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Cерия "Мода на труд
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Серия "Мода на труд
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Мода на труд
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Мода на труд
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Серия "Супремафия"
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Супремафия
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Супремафия"
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Серия "Супремафия"
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Супремафия
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Ильич, проснись!
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Серия "Ильич, проснись!"
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Из серии "Космические спасатели
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Из серии "Космические спасатели
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Бригада
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Маски-шоу (политические танцы)". Лист 1
Год: 2001
Размеры: 61x83 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Маски-шоу (политические танцы)". Лист 2
Год: 2001
Размеры: 61x83 см
Техника: ч/б фотография




Синие Носы
Серия "Маски-шоу (политические танцы)". Лист 3
Год: 2001
Размеры: 61x83 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Современные сибирские художники". Лист 1
Год: 2002
Размеры: 61x83 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Маски-шоу". Лист 4
Год: 2002
Размеры: 61x83 см
Техника: ч/б фотография




Синие Носы
Серия "Современные сибирские художники". Лист 3
Год: 2002
Размеры: 61x83 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Современные сибирские художники". Лист 4
Год: 2002
Размеры: 61x83 см
Техника: ч/б фотография
Синие Носы
Серия "Современные сибирские художники". Лист 5
Год: 2002
Размеры: 61x83 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Серия "Современные сибирские художники". Лист 6
Год: 2002
Размеры: 61x83 см
Техника: ч/б фотография
Синие Носы
Серия "Современные сибирские художники". Лист 7
Год: 2002
Размеры: 61x83 см
Техника: ч/б фотография
Синие Носы
Серия "Современные сибирские художники". Лист 8
Год: 2002
Размеры: 61x83 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Серия "Современные сибирские художники". Лист 2
Год: 2002
Размеры: 61x83 см
Техника: ч/б фотография
Синие Носы
Серия "Разве я похож на неудачника?"
Год: 2001
Размеры: 105x150 см
Техника: принт на металлической бумаге
Синие Носы
Серия "Разве я похож на неудачника?"
Год: 2001
Размеры: 105x150 см
Техника: принт на металлической бумаге




Синие Носы
Серия "Новые юродивые". Лист 1
Год: 1999
Размеры: 75x50 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Новые юродивые". Лист 2
Год: 1999
Размеры: 75x50 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Серия "Новые юродивые". Лист 3
Год: 1999
Размеры: 75x50 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Серия "Новые юродивые". Лист 4
Год: 1999
Размеры: 75x50 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Весенние фантазии (Сопротивление оптом и в розницу)_1
Год: 2003
Размеры: 60x90 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Весенние фантазии (Сопротивление оптом и в розницу)_2
Год: 2003
Размеры: 60x90 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Весенние фантазии (Сопротивление оптом и в розницу)_3
Год: 2003
Размеры: 60x90 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Секс-супрематизм. Серия из 5 листов
Год: 2004
Размеры: 51x66 см
Техника: c-print
Синие Носы
Секс-супрематизм. Серия из 5 листов
Год: 2004
Размеры: 51x66 см
Техника: c-print




Синие Носы
Секс-супрематизм. серия из 5 листов
Год: 2004
Размеры: 51x66 см
Техника: c-print
Синие Носы
Секс-супрематизм. Серия из 5 листов
Год: 2004
Размеры: 51x66 см
Техника: c-print
Синие Носы
Секс-супрематизм. Серия из 5 листов
Год: 2004
Размеры: 51x66 см
Техника: c-print




Синие Носы
Ребята с нашего двора
Год: 2004
Размеры: 60x80 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Телки
Год: 2004
Размеры: 80x60 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Ребята с нашего двора
Год: 2004
Размеры: 60x80 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Ребята с нашего двора
Год: 2004
Размеры: 60x80 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Ребята с нашего двора
Год: 2004
Размеры: 60x80 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Гори-гори, моя свеча!
Год: 2004
Размеры: 60x80 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Один за всех и все за одного!
Год: 2004
Размеры: 60x90 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Бревно в носу
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Волшебные трусы
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Восход-2
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Всюду жизнь
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Ежик в тумане
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Зеркало души
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Летающая тарелка
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Облако в штанах
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
После первой не закусываю!
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Русская красавица
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Смайлик_1
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Смайлик_2
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Спички в глазах
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Талант не пропьешь
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Хлеб наш насущный
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Штрафбат
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 100x75 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 90x90 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 100x75 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 100x75 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Кухонный супрематизм
Год: 2005
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Кухонный супрематизм
Из серии "ТЯП-ЛЯП-АРТ"
Год: 2004
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Синдбад и мировой терроризм
Год: 2006
Размеры: 53x80 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
КГБ взрывает Россию
Из серии «Газетные заголовки»
Год: 2006
Размеры: 70x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Россия под чекистским сапогом
Из серии «Газетные заголовки»
Год: 2006
Размеры: 70x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Россия, вперёд!
Год: 2006
Размеры: 100x135 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Супрематические хоругвеносцы
Год: 2006
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Супрематические хоругвеносцы
Год: 2006
Размеры: 75x100 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Супрематические хоругвеносцы
Год: 2006
Размеры: 100x135 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Гребаный фашизм
Год: 2006
Размеры: 100x70 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Гребаный фашизм
Год: 2006
Размеры: 100x70 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Гребаный фашизм
Год: 2006
Размеры: 100x70 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Гребаный фашизм
Год: 2006
Размеры: 100x70 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Гребаный фашизм
Год: 2006
Размеры: 100x70 см
Техника: цветная фотография
Синие Носы
Гребаный фашизм
Год: 2006
Размеры: 100x70 см
Техника: цветная фотография




Синие Носы
Гребаный фашизм
В. Мизин (совместно с А. Голиздриным)
Год: 2006
Размеры: 100x70 см
Техника: ч/б фотография
Синие Носы
Гребаный фашизм
В. Мизин (совместно с А. Голиздриным)
Год: 1998
Размеры: 100x70 см
Техника: ч/б фотография
Синие Носы
Гребаный фашизм
В. Мизин (совместно с А. Голиздриным)
Год: 1998
Размеры: 100x70 см
Техника: ч/б фотография




Синие Носы
Гребаный фашизм
В. Мизин (совместно с А. Голиздриным)
Год: 1998
Размеры: 100x70 см
Техника: ч/б фотография
Синие Носы
Гребаный фашизм
В. Мизин (совместно с А. Голиздриным)
Год: 1998
Размеры: 100x70 см
Техника: ч/б фотография
Синие Носы
Лысая обезьяна
Год: 2006
Размеры: 100x70 см
Техника: цветная фотография


Синие Носы
Обезьяны против фашизма
Год: 2006
Размеры: 100x70 см
Техника: цветная фотография

видео-арт  




Синие Носы
Reality show. Фрагмент видеоинсталляции "Маленькие человечки"
Заглянув в картонную коробку, зритель может разом найти все то, что он стремится увидеть в телешоу из реальной жизни—как герои кушают, испражняются и занимаются сексом.
Год: 2004
Техника: видео
Синие Носы
Война цивилизаций. Фрагмент видеоинсталляции "Маленькие человечки"
Год: 2005
Техника: видео
Синие Носы
Демонстрация. Фрагмент видеоинсталляции "Маленькие человечки"
Год: 2004
Техника: видео




Синие Носы
Ленин, переворачивающийся в гробу. Фрагмент видеоинсталляции "Маленькие человечки"
Год: 2004
Техника: видео
Синие Носы
Мировой терроризм. Фрагмент видеоинсталляции "Маленькие человечки"
Год: 2004
Техника: видео
Синие Носы
Батон. Фрагмент видеоинсталляции "Маленькие человечки"
Год: 2004
Техника: видео




Синие Носы
Бильярд. Фрагмент видеоинсталляции "Маленькие человечки"
Год: 2004
Техника: видео
Синие Носы
Братская могила. Фрагмент видеоинсталляции "Маленькие человечки"
Год: 2004
Техника: видео
Синие Носы
Очередь. Фрагмент видеоинсталляции "Маленькие человечки"
Год: 2004
Техника: видео




Синие Носы
Видео на коленке
Сборник коротких видеоработ студентов Института Pro Arte (Санкт-Петербург) с семинара В. Мизина и А. Шабурова.
Год: 2003
Техника: DVD
Синие Носы
Sex-art
В. Мизин, А. Шабуров, при участии Даши Хлаповой и Анны Куркиной.
Год: 2003
Техника: DVD
Синие Носы
Если бы я был Гарри Поттером
А. Шабуров, при участии В. Мизина, К. Скотникова.
Год: 2003
Техника: DVD




Синие Носы
25 коротких перформансов о глобализации
В. Мизин, А. Шабуров.
Год: 2003
Техника: DVD
Синие Носы
Смерть в Венеции
В.Мизин, А.Шабуров, при участии О.Кулика.
Год: 2003
Техника: DVD
Синие Носы
Вдвоем против мафии
В.Мизин, А.Шабуров.
Год: 2003
Техника: DVD




Синие Носы
Carbonman
А.Шабуров.
Год: 2004
Техника: DVD
Синие Носы
Kunst macht frei, или справедливый погром
Д.Булныгин, В.Мизин, И.Попович, К.Скотников
Год: 2003
Техника: DVD
Синие Носы
Аэропорт-арт. Венецианские этюды. Русская зима
В.Мизин, А.Шабуров
Год: 2003
Техника: DVD




Синие Носы
Revolution for export: Fire
Год: 2006
Техника: DVD
Синие Носы
Revolution for export: Kick
Год: 2006
Техника: DVD
Синие Носы
Revolution for export: Kill
Год: 2006
Техника: DVD




Синие Носы
Revolution for export: Smash
Год: 2006
Техника: DVD
Синие Носы
Revolution for export: Torture
Год: 2006
Техника: DVD
Синие Носы
Revolution for export: Trample
Год: 2006
Техника: DVD

Синие Носы / биография

Образовалась в 1999 году. Участники группы – Вячеслав Мизин, Александр Шабуров.

Вячеслав Мизин родился в 1962 г. в Новосибирске.
1984 – закончил Новосибирский архитектурный институт.
Живет и работает в Новосибирске и Москве.

Александр Шабуров родился в 1965 г. в городе Березовский Свердловской области.
1985 – Закончил Свердловское художественное училище.
C 1993 – член Союза художников РФ.
Живет и работает в Екатеринбурге и Москве.

Популистская версия "современного искусства"

Группа "Синие Носы" – проект сибирских художников В. Мизина и А. Шабурова, которые решили создать народническую версию "современного искусства". Основанного на аутентичных формах и технологиях, сделанного, как они говорят прямо "на коленке". Легко воспринимаемого не только на международных выставках, но и у себя дома, не только интеллектуалами, но и обывателями, "и пионерами, и пенсионерами".

"Синие носы" широко известны, как в России, так и за рубежом. Их работы экспонируются в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). Они – участники 1-й и 3-й Московской биеннале современного искусства, 50-й и 51-й Венецианской биеннале, 2-й биеннале в Праге и др. крупнейших выставок.

Откуда возникло название "Синие носы"?

В конце 1999 года СМИ пугали читателей "страхом-2000". Якобы операционные системы компьютеров не расчитаны на третье тысячелетие. Поэтому с 1 января перестанут работать телевизоры и летать самолеты. По этому поводу мои друзья из Новосибирска придумали экстремальный арт-фестиваль. Созвали художников из разных стран, чтобы отметить Новый год, инсценировав грядущую техногенную катастрофу, и заперлись на неделю в бомбоубежище – без электроники, женщин и алкоголя. В первый день было любопытно, а во второй стало необыкновенно скучно. Но тут выяснилось, что один из художников нарушил правила и взял с собой видеокамеру. И чтобы как-то развлечь себя, все начали снимать короткие видеофильмы, пародирующие жанры современного искусства. А чтобы обозначить жанр телеклоунады, одели на носы синие пробки от бутылей с водой.

Когда мы показали свое короткое видео в Москве, оно всем очень понравилось. До нас видеоарт был длинным и скучным. Нас тут же стали объединять в группу и называть "Синими носами". Мы как могли этому сопротивлялись. Потому что в групповых проектах участвовали от неуверенности в себе и желания спрятаться за спину товарища. Но каждый считал себя отдельным художником. Ведь на самом деле мы даже из разных городов (мой напарник Слава Мизин из Новосибирска, я из Свердловска). Однако, в Москве выяснилось, что здесь никто Урал и Сибирь не различает. Все, что за пределами МКАД считается Сибирью.

Поэтому еще года два мы настойчиво работали под своими фамилиями. Пока не приехали на какую-то биеннале в Прибалтику. Селимся в гостиницу, а нас не селят. Оказывается, в списках мы под фамилией Блюнозес – Саша Блюнозес и Слава Блюнозес. Только тогда мы махнули рукой и стали называться "Синими носами". Художники ж не только водят кисточкой по холсту, не только традиционные технологии используют. Но держат носы по ветру и пытаются почувствовать специфику времени. А специфика была такова. На телеэкранах каждодневно плодились поп-пустышки. Пять "Ласковых маев" ездили по стране и под фонограмму косили капусту. Вот и мы стали пародировать стратегию раскрутки и продвижения бренда.

Мы занимаемся "современным искусством" – так принято именовать виды и техники, появившиеся в XX веке (фото, видео, акции, инсталляции). Перерабатываем актуальную визуальность. Какую? Включите телевизор! Что вы там увидите – клиповая нарезка, бесконечные юмористические шоу, замешанная на сексе реклама, сериалы про ментов и новости про Бен Ладена. Вот и у нас – все то же самое, только доведенное до абсурда... Если художники XIX столетия спешили с этюдниками на пленэр, то мы обитаем в иной реальности. Наши этюды – выстригать из журналов фото терактов, препарировать Петросяна и штудировать интернет-фольклор.

Александр Шабуров

***
Что пишут о "Синих носах"?

Группа "Синие носы" – самое яркое явление на горизонте российского искусства рубежа ХХ-ХХI вв. Главный жанр работы "Синих носов" – некая акция или, лучше сказать, выходка юмористического плана, скетч или гэг, исполняемые самими художниками перед фото или видеокамерой. Это не отрепетированный спектакль, а симбиоз ролевых "заготовок" с чисто импровизационными действиями. Выходка "Синих носов" и фиксирующий ее "документ", как правило, элегантно балансируют на грани бытового и артистического феномена, выглядя полупрофессиональной, полулюбительской деятельностью. Демонстрация дистанции по отношению к современной культуре – базовая стратегия группы, проявляющаяся во всем многообразии практик осмеяния.

Пародия, юмор, гротеск – все приемы унижения посредством создания смешного и карикатурного образа противника щедро используются "Синими носами". Во-первых, они подвергли издевательскому передразниванию все направления "высокого" искусства ХХ в. от супрематизма до радикального перформанса. Во-вторых, они не пощадили и массовую культуру. Самые популярные телепередачи, ведущие жанры и виды кассового кино и крупнотиражной литературы также были преподнесены "Синими носами" в оглупленно-идиотском виде. Наконец, "Синие носы" атаковали пантеон самых авторитетных деятелей человечества, смешав их почитаемые имиджи с лицами заклятых преступников и мордами диких животных в один общий шабаш-карнавал.

"Синих носов" принято считать исконно русским явлением, ведущим свою традицию эксцентрического поведения от экстатических чудачеств юродивых, блаженных, черных монахов и сибирских шаманов. Но вполне вероятно, что "Синие носы" находятся в русле иной, европейской атеистической традиции "черного юмора", которая нацелена на деконструкцию культурных, сакральных, моральных норм, служащих для удобства управления обществом и подавления личностного начала.

Андрей Ерофеев

***

"Синие носы" – это продукт московского акционизма: Александра Бренера, Анатолия Осмоловского и, в первую очередь, Олега Кулика. Чем замечательны с этой точки зрения "Синие носы"? Они вступили в диалог с имевшимися обстоятельствами и в тоже самое время добавили к ним два новых очень принципиальных нюанса. Первый нюанс состоит в том, что если Кулик создавал свои перформансы на последнем дыхании (в его творчестве было много от витального порыва), то новосибирские художники понизили его экзальтированный пафос градусом самоиронии. Выступая в амплуа русских увальней, медведей в ушанках и тулупах, они, и это очень важно, налепили синие клоунские носы. А это уже совершенно очевидно маркирует собой новый, более рефлексивно дистанцированный и самоироничный этап того, что в 90-е годы было предложено московским акционизмом.

Вторая важная компонента, которая присутствует в работах "Синих носов", – это выбранная ими форма репрезентации. Для того, чтобы показать творчество того же Кулика, надо вложить средства не только в его приезд, но и в осуществление его мегаломанических проектов: нужно выстроить специальную конструкцию для того, чтобы подвесить его под потолок в Музее современного искусства в Генте или создать сложнейшую лабораторию для испытания собаки Павлова на "Манифесте" в Роттердаме. А работы "Синих носов" легко транспортируются обычной почтой и вставляются в любой самый раздолбанный видеомагнитофон. С этой точки зрения художники учли опыт не только московского акционизма, но многого другого, что происходило в современном искусстве в последние годы. Оперативность дистрибуции "Синих носов" – это разумеется совершенно новый элемент художественной стратегии.

Виктор Мизиано

***

С ними становится немного страшно – и тем страшнее, чем веселее. Не исключаю, что в этом и есть смысл всего проекта, – проекта, который призван разоблачить миф "современного искусства" о себе самом. Ведь объект внимания "Синих носов" – вовсе не массовая культура, как можно было бы подумать, а "высокое современное искусство", так называемое искусство для биеннале. С их точки зрения, оно погрязло в чудовищном самодовольстве, создав для себя статус узкоспециального знания или даже особой системы верований, по отношению к которой критика просто невозможна, так как она сразу же клеймится как "реакционная". В проекте "Мода на труд" (2002) два карикатурных "современных художника", глядя на газетные фото терактов, спрашивают друг друга: "Может быть, сделать выставку про черные и белые пятнышки?... А может, про розовые и зеленые?". "Синие носы" безжалостны к эстетам с их "чистым искусством", но ангажированное "политическое" искусство, в котором художник повторяет прогрессивные банальности, им еще противнее. Отказываясь принимать какие бы то ни было ценности всерьез, они устраивают искусству тотальный "детокс", заставляя пересмотреть заново все его позитивные предрассудки, все аксиомы, включая и пресловутую "критическую позицию".

В самом деле, благодаря им становится очень заметно, что критика разрешена в современном искусстве, как в каком-то изощренном виде спорта, только с одной позиции... "Синие носы" испытывают границы искусства на прочность не с той стороны, с какой это разрешено делать, не изнутри, откуда такой жест выглядит героически-освободительным. Они атакуют искусство извне, с позиции обывателя, хотя начиная с авангарда оттуда не ждут подвоха – там прочная оборона против толпы и ее взглядов на искусство. Возможно, "Носы" нужны для того, чтобы показать, насколько все современное искусство базируется на негласных договоренностях небольшой группы экономически заинтересованных в этом бизнесе людей, и насколько это положение вещей перестало быть прочным. "Синие носы" – свидетели катастрофы, хотя и относятся к этому с неизменным юмором.

Если бы "Синих носов" не было, их нужно было бы придумать.

Екатерина Деготь

Синие Носы / ссылки в сети


Rambler's Top100